Описание:

Наибольший интерес вызывают образцы русского фарфора, созданные в конце XVIII- первой половине XIX в. на Императорском фарфоровом заводе, частных фарфоровых заводах Гарднера, Попова, Батенина, Юсупова и др. Искусство фарфора, самое демократичное и вместе с тем изысканное, запечатлело в себе стили двух с половиной столетий. Первый в России Императорский фарфоровый завод, основанный в середине XVIII в. в Петербурге, уже к 1780-1790-м гг. стал одним из ведущих в Европе. Его продукция представлена в коллекции музея деталями сервизов, предметами мелкой пластики (гербовый сервиз, золоченый с орнаментом, аллегорическая фигурка «Зима», тарелки).

Завод Гарднера — первый и один из лучших частных фарфоровых заводов в России, построенный в селе Вербилки близ города Дмитрова во 2-й половине XVIII столетия. Будучи коммерческим предприятием, завод предназначал свои изделия как для широкой продажи, так и для узкого круга богатых заказчиков. К началу XIX в. сложился характерный стиль росписи гарднеровского производства. Стилизованный розан стал центром цветочных композиций в тарелках, рюмочных и бутылочных передачах. В первой половине XIX в. завод начал изготавливать мелкую пластику, изображающую популярные в это время простонародные типы. Образы городских обитателей — блинника, сбитенщика, дворника — были выполнены по рисункам издания «Волшебный фонарь» и разошлись массовым тиражом с различными вариантами росписи.

Фарфоровый завод Попова в селе Горбунове Дмитровского уезда, один из крупнейших частных заводов, выпускал к 1820-м годам формы чайной посуды, которые определили не только особенности его собственной продукции, но и всего русского фарфора частных заводов первой трети XIX в. Им присущи изящество и камерность, основные типы росписи — орнаментальные композиции, романтические пейзажи и цветочные мотивы с характерной палитрой красок очень насыщенных тонов. Большое распространение получили сервизы «тет-а-тет» с подносами. Увлечение народной темой нашло выражение в серии статуэток, изображающей пляшущих и играющих на музыкальных инструментах крестьян. Выполненные из неглазурованного фарфора с росписью они отличались живостью движений, тонко подмеченными бытовыми деталями.

Уникальным экспонатом в собрании музея является фарфоровая скульптура «Библиофил», изготовленная частным заводом Миклашевского (с. Волокитино Глуховского уезда Черниговской губернии) и известная в настоящее время всего в нескольких экземплярах. Просуществовавшее до отмены крепостного права производство Миклашевского было ориентировано на западноевропейские образцы.

Скульптура «Библиофил» — шарж на известного французского писателя Шарля Нодье, прекрасного филолога, одно время служившего библиотекарем. Она представляет собой распространенное в 1-й половине XIX в. изделие «с секретом»: в книжках большего размера спрятаны чернильница и песочница. Фарфоровая пластика начала ХХ века испытала влияние разных стилевых направлений. Результатом плодотворного сотрудничества с Императорским фарфоровым заводом художника К. А. Сомова стали скульптуры «Влюбленные» и «Дама, снимающая маску». Стилизация под излюбленный мастерами объединения «Мир искусства» XVIII век сочетается в них с тонкой авторской иронией.

Высокохудожественными образцами представлен в музее фарфор агитационный, в создании которого в 1918 — 1922 гг. принимали участие такие крупные художники, как С. В. Чехонин, А. В. Щекотихина-Потоцкая, Н. Я. Данько. Чехонин использовал графические приемы в росписи блюд, превращая шрифт революционных лозунгов в яркий и выразительный декор («Борьба родит героев»). Щекотихина-Потоцкая отдавала предпочтение тематической росписи, прибегая к стилистическим приемам, позаимствованным из древнерусской живописи. Выразительной пластикой и яркой росписью отличались жанровые скульптуры Данько. В музее имеется экземпляр известной работы Данько «Работница, говорящая речь» (1922).

Художественное стекло в коллекции музея датируется XVIII-ХХ вв. и дает возможность познакомиться с образцами ведущих стекольных производств и стилей. Среди немногих экспонатов эпохи модерна — ваза в технике «галле». Ее декор, выполненный из многослойного стекла со сложным, разной глубины травлением и гравировкой, обладает эффектом прозрачной акварельной живописи. Ваза представляет русский вариант стиля, родоначальником которого является законодатель вкусов «ар нуво» француз Эмиль Галле. Экспонаты мебели в музейном собрании немногочисленны. Среди лучших образцов эпохи классицизма — бюро-цилиндр 1-й трети XIX в.

  • Пожалуйста, скажите продавцу, что нашли это объявление на сайте Ярмарка Рязань.

Похожие объявления